В Непале традиция плетения ковров насчитывает не одну сотню лет. Тибетцы передавали секреты ковроткачества из поколения в поколение. На первый взгляд ковры просты, но на самом деле требуют изрядной сноровки. Основные материалы для нити – овечья и верблюжья шерсть, легки в обработке. Во многих семьях Непала был такой ковер задолго до мирового признания.
В 1959 году Далай-Лама бежал в Непал. Следом за ним от китайского вторжения потянулись тысячи тибетцев. Благодаря этому в Непале появилось множество ткачей, владеющих секретами ковроплетения. Швейцарская благотворительная организация взяла на себя заботу по адаптации уроженцев Тибета на новом месте. В 1966 году по договоренности с импортером Jolten-Maritz (Цюрих) было открыто производство по изготовлению ковров с традиционным тибетским рисунком. Европейцы не оценили самобытности изделий — рисунок срочно пришлось менять под консервативные вкусы Старого Света.
Высота ворса непало-тибетского ковра небольшая, в рисунке много однотонных участков. Благодаря такой структуре можно использовать древнюю скоростную технику из Тибета. Узлы завязываются непрерывно вокруг прутка, образуя петли в горизонтальной плоскости. После закрытия прутка узлами полностью, подрезание петель осуществляется сверху, ворс расправляется. Узелок становится персидским по форме.
В узорах непальских ковров есть и восточно-азиатские и китайские мотивы. К сожалению, сегодня самобытность непальских ковров сильно страдает из-за коммерциализации проекта. Все меньше традиционных узоров, все больше плетения по проектам дизайнеров Нового и Старого Света. Цвет и фактуру изделия можно выбрать заранее по образцам пряжи. Поменялось само название ковров. Теперь они – просто непальские. Тибетское происхождение ковров забывается. Непальцы стали новыми хозяевами столетних тайн высокогорного ковроткачества.