Для производства любого текстильного изделия, с ворсом или без него, необходимы нитки или пряжа – те же нитки, только большей толщины.
Для получения пряжи необходимо добиться параллельного выравнивания сырьевого материала, которым в данном случае являются моноволокна различного состава. В ткачестве этот процесс носит название кардочесания.
Этот этап является предварительным, после чего выровненные волокна свиваются в единую нить, образуя крученую пряжу. Направление свитых вместе нитей у крученой пряжи может быть двух вариантов – левостороннее или правостороннее. Правосторонняя скрутка, если разместить нить вертикально, образует восходящую спираль, каждый виток которой аналогичен букве Z. Поэтому правостороннюю скрутку называют и иначе «z-скрутка». Соответственно скуренная влево нить носит название «s-скрутки».
В ковровом ткачестве используется как нити машинного прядения, так и ручные пряденые нити. Последние на Востоке ценятся в разы дороже, чем ковровые изделия, выполненные из машинной пряжи.
Материалы, из которых получается тканая основа и собственно ворс восточных ковров, бывают различны, но, тем не менее, их не так уж много, а точнее, разновидностей основ совсем мало. Волокна как для ручного, так и для машинного ковроткачества используются в подавляющем большинстве натуральные. Это либо чистый шелк, либо хлопок, либо овечья шерсть. Все эти материалы отлично зарекомендовали себя в истории ковроткачества.
Иногда в натуральную пряжу впрядают и некоторые искусственные материалы, например, вискозный, медно-аммиачный или ацетатный искусственный шелк. В наше время в иных персидских областях даже начали дополнять нить пряжи акрилом. Вообще попытки перевести производственное ковроткачество на «искусственные рельсы» случались неоднократно, но все они получили полное отторжение на рынке ковров.