Несмотря на явный след персидского происхождения в индийских мотивах и узорах, они все же остаются уникальными и самобытными. Индийским коврам не присущи персидская абстрактность, воздушность и излишняя декоративность, которые мы явно прослеживаем в ковровых изделиях персидского плетения. Основные индийские мотивы – это природа и метафора. В индийских коврах много цветов, а в целом прослеживается устойчивый интерес к изображению растительного мира.
История коврового плетения в Индии помнит правителя XVII века Джахангира, приказавшего знаменитому в то время мастеру миниатюры некоему Мансуру сделать зарисовки цветов Кашмира, коих там было множество. Эти зарисовки Джахангир передал ковроделам с тем, чтобы они послужили зарисовками для ковров.
Чаще всего в коврах ручной работы Индии цветы свободно распределены по поверхности ковра, напоминая россыпь драгоценных камней, а иногда между ними вьются побеги и стебли, формируя необычный, но всегда изящный узор. Ручные индийские ковры натуральны и чувственны, но никогда не пересекают допустимой грани утонченного аристократизма.
Второе направление индийских ковров ручной работы – это метафора. Традиционны изображения сюжетов лесной охоты на диких хищников, но и дикие леса изображаются с порханием дивных птиц, величественно бредущими слонами. Природные ландшафты также выписаны детально и с изумительной выразительностью.
Во всех ковровых произведениях индийских мастеров четко прослеживается глубокое влияние искусства миниатюры. И среди этих изделий есть еще одно резко выделяющееся направление – это семейство ковров с изображенными на них фигурами. Опять же сравнивая индийские ковры с персидскими, можно отметить, что индийские рисунки более живы и динамичны, в них больше асимметрии. И, конечно же, основная отличительная особенность индийских ковров – это слоны. Ни в одной другой культуре мира это животное не изображается на ковровых изделиях.
Мотивы индийских ковров
Comments are closed.